Полоска стала популярной еще задолго до нашей эры – в Древнем Египте, в качестве головных уборов, фараоны носили «клафт-ушебти» (большие платки из ткани в полоску). Такие платки относились к древним символам царской власти. Еще одним ранговым символом у египтян можно считать и полосатые, скроенные по кругу, воротники-ожерелья. Цвет полос на этом аксессуаре указывал на род деятельности своего носителя. Красные полоски были на воротниках воинов, синие – жрецов, желтые – чиновников.

Намного позже полоска начала встречаться повсеместно и у других народов. Достаточно вспомнить хотя бы полосатые паруса на торговых кораблях древних финикийцев.

Полоску использовали даже древние славяне. Причём, любопытным фактом является то, что появилась полоска у славян в целях экономии. Речь идёт о популярной в народе ткани в разноцветную полоску, называемой «пестрядь». Часто у женщин-ткачих заканчивалась пряжа, а найти точно такую же было проблематично. А пестрядь ткали используя все нитки оставшиеся после шитья.

С течением времени полосатый узор пестряди перестал быть вынужденным, его создавали намеренно. И география полоски расширялась всё больше и больше.
Как вы видите, у наших предков не было предубеждений против полоски.

Совсем по-другому обстояло дело у европейских народов. Так, например, знаменитый французский историк Мишель Пастуро в своей книге «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей», пишет о множестве скандалов в Средневековье связанных с полоской. Тогда полоску обязаны были носить маргиналы любого порядка – шуты, палачи, женщины лёгкого поведения, еретики, евреи, каторжники. Даже знаменитый орден монахов-кармелитов, прибывших с королём Людовиком во Францию из Палестины, едва не разогнали, и причиной тому служили их полосатые плащи.

Про знаменитую европейскую толерантность тогда еще просто не знали и на кармелитов показывали пальцами, над ними смеялись и унижали их, называя мечеными братьями freres barres (barre – полоса по стар. фр.). Считалось, что пестрота полоски создана извращённым потусторонним сознанием, и загрязняет того, кто с ними соприкасается, но сами кармелиты вкладывали в нее прямо противоположный смысл и упорно не желали расставаться со своими полосатыми плащами.

Тот же Мишель Пастуро в своей книге писал о том, что люди в средневековье очень сложно воспринимали изображения на плоскости, где фигура была недостаточно отделена от фона. Им было трудно фокусировать взгляд на полосках, т.к. не было ни заднего плана, ни переднего, ни самой фигуры. Такое вполне вероятно, ведь даже современной электронике цифровых фотоаппаратов бывает сложно сфокусироваться на полосатом предмете.

К слову: полосатая раскраска у зебр – не дань моде или религии, а оригинальный способ защититься от мух це-це, полагают у последних также возникают проблемы с фокусировкой и самонаведением…

Негативное отношение к полоскам сохранялось в течение многих веков. И реабилитированы они были только в эпоху Возрождения. Тогда полоски стали ассоциироваться не с ущербом и неполноценностью, а с экзотикой и учением либертенов.
Оригинальным образом использовали особенности полосок фламандские живописцы. В центре своих картин они часто помещали фигуру в полосатой одежде, чтобы именно на ней был сфокусирован взгляд. Иногда это создаёт эффект оптической иллюзии.

Самой популярной полосатой одеждой считается тельняшка. Простая нательная фуфайка, которую носили моряки, в сине-белую полоску, изготовленная из вязаного трикотажа, обрела популярность во всём мире.

Своим появлением тельняшка обязана парусному флоту. Горизонтальные сине-белые полосы помогали лучше обозревать действия матросов при работе с парусами на реях, да и среди волн полосатая одежда куда более заметна. Правда, как это обычно бывает, по началу, за ношение тельняшек моряков наказывали, т.к. им предписывалось носить форменную одежду, состоявшую из кафтана, узких коротких брюк с чулками и высокой шляпы. Но в середине XIX века в моду вошёл голландский костюм, состоявший из короткого бушлата, тельняшки и чёрных брюк клёш.

Ближе к современности дизайнеры одежды окончательно избавились от религиозных предрассудков, а свойства рисунка создавать оптические иллюзии стали однозначно характеризоваться как положительные.

Современная мода на полоску появилась вначале у мужчин. Знаменитый портной Джон Эмери в 1851 году открыл бутик мужской одежды класса люкс Aquascutum и ввёл моду на полосатые костюмы. У него одевался весь королевский двор, включая короля Эдуарда VII. Доверия монарха обеспечило предприимчивому портному славу и признание, а полоска обрела бешеную популярность.

Первая Мировая Война, как ни странно, закрепила за полоской лидерские позиции. Ведь именно тогда в прессе часто появлялись заметки с фотографиями о героических сражениях моряков на флоте. А потом эта тенденция распространилась, благодаря легендарной Коко Шанель. Именно она положила начало стилю унисекс, превратив тельняшку в базовый элемент женского гардероба.

В 30-е гг. мужские шерстяные костюмы в вертикальную полоску носили все: и богатые, и бедные, и владельцы мануфактур и фабрик, и простые рабочие.

Полоска удлиняет силуэт и придаёт элегантность, именно поэтому она обрела популярность во всём мире.

В 40-е гг. была мода на ретро в сочетании с милитари-стилем. Это позволило полоске окончательно и бесповоротно доказать свою историческую универсальность.

В 50-60-е гг. пошло повальное увлечение чёрно-белой фотографией, и модной стала именно чёрно-белая полоска.

Её полюбили все модницы, включая таких кинодив, как Одри Хепберн и Бриджит Бардо.

70-е гг. – пик спортивного и арт-стилей. В моду вошла яркая, разноцветная полоска.

Именно 70-е в последнее время вдохновляют знаменитых дизайнеров.

По мнению Кина Этро – дизайнера итальянского модного дома Etro – полоска является одним из самых сакральных узоров. Изначально дизайнер считает, что полоска обозначает мировую вертикаль и путь человека к Богу. Также он подчёркивает, что полоска присутствовала в костюмах каждого народа Земли. Этро утверждает, что вертикальная полоска сексуальна, т.к. указывает на то, что в этой сфере у человека всё на высоте.

Гениальным посчитали психологи ход маркетологов бренда Adidas, которые сделали эмблему в виде трёх параллельных полосок. Эта эмблема наглядно символизирует скорость и успехи в спорте.

Знаменитый британский модельер Paul Smith сделал полоску фирменным знаком своего бренда. Разноцветные яркие полосы украшают всю продукцию этого бренда.

Вернёмся к полоске и поговорим о её свойстве создавать иллюзии в одежде.

Считается, что полоска, как ни какой другой принт, может помочь скорректировать недостатки фигуры: добавить невысоким роста, сделать пышных дам изящнее, а худеньких – весомее.

Существуют особые правила по применению эффекта полоски.

Например, частая вертикальная полоска удлиняет.

Если полоски расположены под углом, следует знать, что углы, которые образуются встречными полосами, направленные вверх, уменьшают ширину бёдер, а вниз – наоборот, расширяют визуально бёдра.

Чтобы сделать фигуру более изящной, нужно обращать внимание на ширину, частоту и ритмичность полосок.

Не рекомендуется, чтобы полосы на одежде были расположены в трёх разных направлениях – поперечном, продольном и косом. Это выглядит хаотично и вносит дисгармонию в образ.

Частые горизонтальные полосы, как на тельняшке, делают фигуру шире и короче.

Также существует теория замкнутого и незамкнутого контура, которая говорит о том, что фигура с замкнутым контуром визуально выглядит меньше, чем с незамкнутым.

Существует также «эффект матраса» – многочисленные равные по ширине полосы. Этот эффект весьма коварен – используя его следует подумать об отводе глаз от подобной монотонности. Для этого применяют или смену направления полос, или добавляют ткань-компаньон, в цвет одной из полосок, или смещают центр композиции.

Ещё одна хитрость, которую часто используют дизайнеры – это разбивание вертикального поля на более мелкие вертикальные плоскости. Применение такого приёма, например к длинной юбке, позволит визуально вытянуть фигуру и уменьшить бёдра.

Имеется распространенное мнение – вертикальные полосы стройнят, а горизонтальные – делают шире… Но есть исследователи утверждающие обратное.

Петер Томпсон из Йоркского университета проводил увлекательное исследование и выяснил, что вертикальные полоски на самом деле никого не стройнят! Томпсон и его коллеги рассмотрели 200 изображений женщин в полосатой одежде и большинство опрашиваемых с преимуществом в 6% решили, что женщины в нарядах с горизонтальными полосами выглядят стройнее.

Это слишком низкий процент перевеса для столь абстрактной темы как оптические иллюзии… Но тем не менее результат этого исследования наталкивает на неожиданный вывод: Нельзя слепо брать на вооружение то или иное правило. Даже если оно кажется вам аксиомой! Любое правило проверяйте опытным путем.

Стать визуально стройнее также могут помочь диагональные полосы, они зрительно вытягивают фигуру и делают образ более оригинальным.

Из всего вышесказанного вывод напрашивается сам собой:

Доверяйте только своему вкусу и зеркалу…

Но не пренебрегайте мнением профессионалов!

Трикотажное платье в полоску сшито на курсах кроя и шитья Крою.руP.S. Итог истории о полосках в практическом приложении к выбору тканей для шитья одежды на наших курсах кройки и шитья…

Шить или не шить? Вот в чем вопрос ))
Конечно – шить!

Но если вы еще новичок и подбираете ткань для своей первой юбки, брюк или платья, надо помнить, что полоска это не только визуальный эффект, но и дополнительная сложность для портного – ее надо подгонять… Своими руками!

Если вы только учитесь шить и чувствуете в себе силы подкрепленные креативной идеей, то наша рекомендация:

В первую очередь хорошо освоить технологию.

А на втором похожем изделии можно будет легко разобраться с секретами подгонки рисунка тканей в полоску.

Рядом с опытными наставниками вам любое море по колено…